Клиническая психология. Клинический психолог

10/15/2017

Клиническая  психология – что это?

Клинический психолог

Цель клинической психологии - помогать страждущим людям; она имеет дело непосредственно с живым человеком. Занимается исследованием индивидуальных особенностей субъекта.

Клиническая психология - дисциплина, жизненно важная для человека. Знания клинической психологии позволяют человеку работать с собственно психологическими проблемами, в том числе - в повседневном общении с окружающими людьми. В мире клинические психологи составляют большинство среди психологов , в США из 150 000 психологов - 90 000 - клинических психологов. Клиническая психология - мультидисциплинарная наука. Для нее характерны контакты с медициной, анатомией, физиологией, генетикой, юриспруденцией, всеми остальными областями психологии. Клиническая психология имеет существенное значение для решения фундаментальных психологических проблем, инициирует их решение:

  •   - психика и сома (соотношение души и тела);
  •   - психология телесности;
  •   - мозг и психика;
  •   - структура психических функций;
  •   - психодиагностика;
  •   - психология воздействия;
  •   - психология бессознательного;
  •   - психология индивидуальных различий.

 Медицинская психология и клиническая психология.

Клиническая психология - область профессиональной деятельности психолога.

Медицинская психология - область психологических знаний, вносимая в сознание медицинских работников. Сюда входят некоторые аспекты психологии личности, психологии развития, проблемы деонтологии и др.

Практические функции клинических психологов.

1. Диагностика.

Клинико-психологический синдром- это структура, система взаимосвязанных нарушенных психических функций и свойств личности. В основе синдрома должен лежать некий фактор, который связан со всеми изменениями.

Клинический психолог пытается выделить закономерности нарушения, используя экспериментальный метод. В этих случаях клинический психолог может подобрать прицельный комплекс методик с учетом гипотезы, пола, возраста, анамнеза больного.

Индивидуально-психологическая  диагностика личности человека с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям в связи с личностными чертами и особенностями (характер, темперамент - акцентуации, психопатии).

Возможна другая цель - дать коррекционные и реабилитационные рекомендации в послеболезненных состояниях.

Психологическое воздействие - целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние человека на другого человека с определенной целью и намерениями:

  •      - что воздействует? - слова, мимика, пантомимика
  •     - на что воздействует? - на мотивацию, систему отношений, эмоциональную сферу, мышление, самооценку и самосознание
  •     - к чему приводит? - к изменению поведения человека в целом, изменению саморегуляции, телесных функций и состояния здоровья
  •     - цели воздействия? - профилактические, лечебные, восстановительно-адаптационные
  •     - кто воздействует? - врачи-профессионалы в этой области, и основной смысл терапевтических воздействий - вылечить человека, снять симптомы, используя  рациональные, суггестивные, аутотренинговые и даже фармакологические методы.

Психологическая коррекция - любое изменение, улучшение и совершенствование состояния любого человека.

Возможна коррекция:

  - поведения

  - психологических факторов риска заболеваемости здоровых людей

  - психологических последствий перенесенных заболеваний (от ипохондрии до анозогнозии)

   - совершенствование адаптационных возможностей человека

   - психокоррекция конфликтных ситуаций

   - профилактика инвалидизации

   - профилактика рецидивов перенесенных заболеваний

Существуют также и такие типы психологического воздействия, как психоанализ, психодрама, гештальттерапия, гуманистическая психотерапия, бихевиоральная - но все это - не психотерапии, а лишь формы психологической помощи и поддержки. Это может быть помощь, не требующая "влезания в душу" и ее изменения, как в психокоррекции.

3. Экспертиза.

Принципы клинико-психологической психологии:

- исследовать нарушенные и сохранные стороны психики;

- соотносить психический статус в требованиями того действия, в отношении которого проводится экспертиза.

4. Реабилитация.

Клинический психолог решает два вида задач:

- восстановление нарушенных ВПФ;

- восстановление и нормализация отношений в среде.

5. Профилактика.

Существует три этапа профилактики во всем мире:

Первичная профилактика - общегосударственная задача укрепления здоровья всего населения. Задача психологов - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.

Вторичная профилактика - выявление групп повышенного риска по отношению к тем или иным заболеваниям, психологическая работа с группами риска, корригирование факторов риска и образа жизни.

Третичная профилактика - работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни.

Виды и функции психологического воздействия в практике клинических психологов.

Психологическое воздействие - целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние одного человека на другого с определенными намерениями и целями.

  •  как? - психологическое воздействие осуществляется с помощью психологических средств - поведение, слово и т.п.
  •   на что оказывает влияние? - мотивация, система отношений, эмоциональная сфера, самооценка и самосознание.
  •   к чему приводит? -  изменение поведения человека в целом, саморегуляции, телесных функций, состояния здоровья.
  •   каковы цели воздействия? - профилактические; лечебные, восстановительно-адаптационные.
  •   кто воздействует? -  психотерапевт или человек, ведущий психологическую коррекцию.

Существует две  формы психологического воздействия - психотерапия и психокоррекция.

Психотерапия - вылечить пациента, купировать симптомы. Врач-психотерапевт может использовать и фармакологические средства. Психотерапия - задача врача, проводится с больными людьми с целью излечения.

Психокоррекция:

  •  - поведения
  •   - психологических факторов риска заболеваемости
  •   - психологических последствий перенесенных заболеваний.
  •   - совершенствование адаптационных возможностей человека
  •   - психологическая коррекция конфликтных отношений и др.

Таким образом, психокоррекция, в отличие от психотерапии - работа   со здоровыми людьми.

ЗОЛОТАЯ СЕМЕРКА - это те болезни, возникновение которых доказано, что возникают на психоэмоциональном уровне, предположение еще по 20-ти заболеваниям:.

  •   Гипертония
  •   Язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки. .
  •   Бронхиальная  астма
  •  Сахарный диабет
  •  Нейродерматиты
  •  Язвенный колит
  •  Ревматоидный артрит

Основными задачами проведения клинико-психологического исследования являются:

— дифференциальная диагностика нарушений психической деятельности;

— анализ структуры и установление степени психических нарушений;

— определение уровня психического развития пациента, характеристик личности;

— оценка динамики психических нарушений во времени;

— решение экспертных задач.

Клинико-психологический диагноз

представляет собой психологический анализ проблемы (оценка поведения, психических функций и эмоций, состояния личности и внешних обстоятельств нарушения), описание особенностей поведения, мыслей и чувств, характерных для того или иного психического расстройства.

Синдром — это строго формализованное описание закономерного и устойчивого сочетания симптомов.

опирается на четыре основных принципа:

  •   Принцип понимания предполагает анализ субъективного смысла, который пациент вкладывает в те или иные феномены, которые нам кажутся странными, ненормальными. Ведь один и тот же внешний феномен после акта понимания может быть назван аутизмом либо интроверсией; амбивалентностью либо нерешительностью; резонерством или демагогией.
  • Принцип эпохе предполагает, что необходимо абстрагироваться от синдромального мышления и не пытаться укладывать наблюдаемые феномены в нозологические рамки.
  • Принцип беспристрастности и точности описания заключается в требовании исключить любые присущие диагносту субъективные интерпретации состояния пациента с позиций собственного жизненного опыта, моральных установок и прочих оценочных категорий. А также он предполагает тщательный подбор слов для описания состояния пациента.
  •    Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен не существует изолированно, а является частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и самого себя. Контекстуальность позволяет определить место, адекватность условиям и меру осознания пациентом того или иного психического феномена.

Невроз  это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к переработке (преодолению) возникшей ситуации и компенсации нарушений.

Основные типы неврозовневрастения, истерия, психастения  и навязчивые состояния.

Расстройства личности

Расстройства личности являются одной из спорных тем клинической психологии, поскольку болезненное (патологическое) личностное функционирование осуществляется по тем же закономерностям, что и здоровое (нормальное), только в измененных условиях. К этим измененным условиям относятся:

  •  нарушение структуры иерархии мотивов;
  •  формирование патологических потребностей и мотивов;
  •  нарушение смыслообразования;
  •  нарушение саморегуляции и опосредования;
  •  нарушение критичности и спонтанности;
  •  нарушение формирования характерологических особенностей личности.